В Администрацию Президента Российской Федерации, Главное Государственно-Правовое Управление Президента РФ

103132, Москва, ул. Ильинка, д. 8/4, п.20

 

От: ____________________

Адрес места жительства:

*******************

*******************

 

                                    Уважаемая Лариса Игоревна Брычева!

Благодарю Вас за ответ № А6-3406 от 04/07/2003 на мое обращение к администрации Президента РФ по поводу либерализации института регистрации по месту пребывания и жительства. К сожалению, несколько ключевых моментов моего обращения были оставлены Вами без внимания. Прежде всего, я не предлагал полностью отказаться от регистрационного учета граждан как такового. Я предлагал лишь отказаться от порочной практики административных наказаний за нахождение за пределами региона, на территории которого гражданин зарегистрирован. Подобную порочную практику я проиллюстрировал многочисленными примерами из моего личного опыта и опыта моих знакомых. Недавно мне стало известно, что Президентом РФ сделан первый важный шаг по поводу прекращения штрафов за «пребывание без регистрации» в отношении людей, чья вина (а именно, проживание в жилом помещении сроком более 10 дней без регистрации) не доказана. К числу таких людей относятся все без исключения приезжие, попадающие в Москву и другие регионы, агрессивно настроенные по отношению к приезжим и рассматривающие всех гостей как потенциальных нелегальных мигрантов и правонарушителей. Президентом внесен законопроект № 369515-3 «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие ... » (прошедший первое чтение в Гос. Думе 17/10/2003) с поправками к КоАП и Закону «О милиции», которые, в частности, фиксируют толкование нормы ст. 19.15 (п.1) КоАП и исключают административную ответственность за нахождение на улице или «пребывание» в публичном месте без паспорта или регистрации.

 

Тем не менее, если государство желает, чтобы граждане предоставляли ЧЕСТНЫЕ, своевременные и достоверные сведения о месте своего пребывания, правила регистрации должны быть упрощены. Создавая излишние препоны при регистрации, государство во вред себе (и гражданину) отказывается от информации о фактическом месте пребывания/проживания гражданина, которую он предоставляет добровольно.

 

Постановления Конституционного Суда РФ № 9-П от 4 апреля 1996 и № 4-П от 2 февраля 1998, на которые я ссылался в своем обращении, содержат две принципиально важных правовых позиции:

  1. Регистрация по месту жительства или пребывания является чисто уведомительной. У органов регистрационного учета не может быть оснований для отказа в регистрации свободного выбора места жительства/пребывания.
  2. Регистрация по месту пребывания сама по себе не дает ни прав на жилье, ни прав на проживание в этом жилье, не порождает никаких прав или обязанностей у владельцев или у временных жителей.

В связи с этим возникает ряд вопросов к законодателю и к исполнительной власти.

1)     Почему при регистрации по месту пребывания (которая не дает право на проживание) требуется документально доказать право на проживание в данном жилом помещении? Каким образом данное положение федеральных правил регистрации (обязанность предоставить договор о пользовании жилым помещением) согласуется с конституционно-правовым толкованием регистрации, данным Конституционным Судом?

2)     Почему продолжается порочная практика увязывания регистрации по месту пребывания с Жилищным кодексом, на каких положениях Конституции и федеральных законов основаны отказы в регистрации при нехватке жилплощади?

3)     Когда, наконец, регистрация по месту жительства станет действительно уведомительной, в соответствии с правовой точкой зрения Конституционного Суда?

4)     Заинтересовано ли государство в том, чтобы все граждане регистрировались, и чтобы всех их зарегистрировали?

5)     Когда процедура регистрации (вместе со сбором всех необходимых бумаг) станет занимать не более получаса? Почему бы не добавить в правила регистрации возможность регистрации по почте?

6)     Верно ли, что Правительство рассматривает институт регистрации как инструмент ограничения миграции?

7)     Известно ли Правительству РФ, что некоторые регионы РФ уже используют регистрацию как способ ограничения миграции, как повод для выдворения части мигрантов на основании отсутствия у них регистрации, которую им же выдавать отказались? К числу таких регионов относятся: Краснодарский край, Ставропольский край, Кабардино-Балкария, город Москва и др. Каково отношение администрации Президента к подобным проявлениям сепаратизма на территории России, подконтрольны ли они федеральному центру?

Прошу Вас ответить на все заданные мной вопросы обстоятельно и по существу, либо направить мои вопросы в компетентные органы, способные дать на них аргументированный ответ.

 

С уважением,

                        ***************

 

_______________                                                      ___________________

            дата                                                                             подпись

Сайт создан в системе uCoz